Психология

Список разделов Блог А.И.Побережского

Описание: В помощь тренеру шахмат
Модератор: Побережский

#1 Побережский » 24.10.2020, 23:16

Уважаемые шахматисты и их родители и тренеры !
Так как сотрудничество с психологом-профессионалом с шахматным уклоном нас в ближайшее время не ожидает, многие проблемы придется решать нам самим.
Часто в своей тренерской практике я сталкивался с ситуацией, когда игроку сложно выйти из полосы поражений. В итоге - очки и место ниже объективно ожидаемого. Могут быть и серьезные последствия - длительная заниженная самооценка и т.д.
Просматривая материал на эту тему , я в основном сталкивался со статьями примитивно-утешительного характера.
Совсем недавно наткнулся на статью Дениса Ефремова, где основной идеей является выход эмоций.
Я прошу поделиться заинтересованных лиц серьезным материалом на эту тему .


Принятия проигрыша в спорте, на примере шахмат
Статьи / Спортивная психология
Американский психолог Элизабет Кюблер-Росс, которая работала с умирающими выделила 5 стадий принятия смерти. Позже её схему, немного измененную и адаптированную, стали использовать в и бизнесе, и в конфликтологии, и при работе с другими, гораздо менее сложными чем принятие смерти, трудностями. В целом этапы, которые Кюблер-Росс выделяла проявляются в проживании любой потери: будь то изменения в организации, с которыми нужно смериться сотрудникам, или развод супругов, или отъезд уже повзрослевших детей из родительского дома. Конечно же, проигрыш партии на важном турнире - тоже потеря. Соответственно мы можем наблюдать, как спортсмен проходит все эти фазы (или застревает на одной из них).
Каждая фаза имеет не только свою характеристику и особенности прохождения. На каждой из фаз психика выполняет свои задачи проживания потери, и от того как эти задачи выполняются, зависит как эффективно человек адаптируется к изменениям. Фазы идут именно в таком порядке, не перескакивая, хотя могут быть и возвраты. Их продолжительность и глубина зависит от многих факторов, прежде всего от травматичности ситуации и индивидуальных особенностей человека.
Итак.
ШОК. Первая реакция на любое негативное событие будет звучать примерно так: «не может быть. Этого не может быть!». Человек отказывается верить в то, что это происходит с ним. Задачи этой фазы дать психики время, для признания новой реальности. Время, которое требуется для прохождения этой фазы, конечно, зависит от глубины потери. Если это смерть близкого человека, то время требуется гораздо больше, чем если это проигрыш партии в чемпионате города… Если мы говорим про ситуацию проигрыша, то фаза скорее всего будет наступать не после подписания бланков, а во время партии, когда мы начинаем понимать как она закончится.
ГНЕВ. Изменения уже признаются, но так как они не слишком нас радуют, то нормальная реакция будет гнев или злость. Эти эмоции могут быть направлены как на соперника (не честно играл, мешал думать, ему, конечно же, подсказывали, и вообще он читер), на организаторов и судий (не смогли организовать освещение, тишину, хороший инвентарь, жеребьевка какая-то странная и т.д.), так и на себя: сам виноват (плохо подготовился, зевнул детскую ловушку, вообще играть не умею!). И злость на себя, и злость на других это нормально. Здесь мало смысла говорить, где эффективнее искать виновных – человек на этой фазе не готов еще адекватно рассматривать ситуацию и извлекать из нее пользу. Он пока еще в состоянии аффекта. Пожалуй, именно на этой фазе происходят самые бурные реакции. И здесь очень важно соблюсти некий субъективный (золотой середины здесь не бывает) баланс: между тем, что бы это фазу прожить и отреагировать и тем, что бы в ней не зависнуть надолго. Между тем, что бы, не подавить эмоции в себе, но и не разругаться со всеми вокруг. Очень важно, чтобы эмоции получили какой-то выход. Если этого не произойдет, то не отреагированные эмоции так и останутся в нашем бессознательном, мешая нам настраиваться на следующую партию. Способ нужно искать каждому свой. Но не зря, например японские психологи придумали делать грушу с фотографией начальников, что бы сотрудники отдела могли ее поколотить, снять стресс, пройти фазу гнева и продолжить эффективно работать дальше. Психика и тело связаны очень сильно. Поэтому возможно после проигрыша полезно пройтись интенсивной походкой, или даже пробежать, или поколотить подушку, желательно добавляя какие-либо высказывания (кому адресована эта злость). В общем гнев нужно ОТРЕАГИРОВАТЬ!
Следующая фаза СТРАХ. В нашем же случае это скорее ощущения краха надежд. «Что же будет дальше? Как после потери такого важного очка бороться в турнире? Конкурентов ведь теперь не достать. Еще один потерянный турнир…». Эта фаза так же нужна нам, чтобы справиться с ситуацией. Её задачей является отказ от целей и устремлений, которые были ранее, что бы НАЙТИ НОВЫЕ
ТОРГ. Здесь начинается поиск компромиссов. «Да, я проиграл, зато теперь опустился вниз жеребьевки и теперь соперник-то будет попроще», «да и вообще черными не люблю играть», «вот завтра обязательно отыграюсь, и всех догоню». Иногда эту Фазу можно наблюдать не только после проигрыша, но и вовремя партии, когда шахматист уже понял неизбежность поражения (особенно часто это бывает у детей). В такой ситуации спортсмен начинает отчаянно долго думать, напрягаться и вкладывать усилия, которые раньше не вкладывал. Это не только потому, что он оттягивает неизбежную сдачу партии, это еще и торг: «если я сейчас начну сильно-сильно играть, я еще смогу все исправить!» Таким образом, наша психика ищет возможность избавиться от напряжения, наиболее простым способом. Опасность этой фазы в том, что спортсмен готов обесценить опыт, «ну подумаешь, проиграл пустяки». И задача тренера здесь (или самого шахматиста, если он достаточно сознательный) не допустить этого. Здесь уже пора делать выводы и анализ, дабы избежать типичных ошибок в дальнейшем. Конечно же исключением здесь будет ситуация слишком сильного стресса, когда такое обесценивание будет лучшим выходом.
ГРУСТЬ. Важная фаза. Грусть и разочарование эти эмоции многих пугают, испытывать их неприятно, однако они имеют свое значение. Они сигнализируют человеку, что что-то идет не так, и что-то надо менять. Пожалуй, главное, что может помочь спортсмену на этой фазе – понимание того, что грусть в ситуации проигрыша, это НОРМАЛЬНО. Меня, как тренера, больше пугает, когда мои ученики вообще никак не реагируют на проигрыш. Как-то это наводит на мысль: «ребята, а что у вас с амбициями?»
Из этой фазы возможны два выхода:
6а). Затяжной спад уровня игры. Когда шахматист просто «опустил лапки» и доигрывает турнир.
6б). ВОВЛЕЧЕНИЕ. Принятия новой ситуации. Оптимальный вариант, позволяющий играть дальше, как ни в чем не бывало, или даже еще с бОльшей энергией. Три вопроса, которые могут помочь спортсмену взрастить фазу вовлечения:
Какие возможности у меня в этой ситуации?
Способен ли я этих возможностей достигнуть?
Возможно ли это в данной среде (с таким составом).
Если вы читали книгу Загайнова «Поражение», то возможно вспомните, как он писал про то, что Карпову необходимо сделать «шаг назад». Это и есть про принятие новой ситуации.
Если для вас постоянная проблема добраться до фазы «Вовлечения» после проигрыша, то попробуйте понять на какой же фазе вы зависаете? И что же вы там делаете не так.

Если подавлять эмоции, то скорее всего будет застревания на какой-нибудь фазе, и соответственно не будет эффективной адаптации.
Ну, например, если вы застреваете на ситуации Торга, то вам может казаться, что если вы нашили выигрыш после партии (в быстром разборе - так сказать помахали кулаками после драки), то ничего страшного в проигрыше и не произошло. Тогда скорее всего никакой работы над ошибками происходить не будет. (а зачем? ведь и так все нормально. вы ж "сторговались"). Соответственно эти ошибки будут повторяться вновь и вновь.
А если вы боитесь собственную злость или агрессию. То вы будете пытаться избежать испытывать фазу Гнева. Тогда она будет протекать бессознательно. И в какой-то момент может получится следующий, опять-таки неосознаваемый, "выбор"*: "когда я хочу выиграть и проигрываю, я злюсь. Злиться я не хочу. Значит не будут хотеть выигрывать.". Тогда вы перестанете ставить высокие цели. Ну и понятно какие могут быть результаты без целей?
*"выбор" - я написал в кавычках, потому что выбор это, то что мы делаем СОЗНАТЕЛЬНО. В этом пожалуй и заключается одна из функций психолога: помочь клиенту вернуть свою способность выбирать осознано.

Ефремов Денис, психолог, гештальттерапевт, кмс и тренер по шахматам
Побережский
Автор темы, Гроссмейстер
Гроссмейстер
Репутация: 7
Сообщения: 306
Темы: 38
С нами: 13 лет 9 месяцев

Вернуться в Блог А.И.Побережского

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 3 гостя