Шахматисты люди творческие

Список разделов Комната для анализа

Описание: В этом форуме можно обсуждать самые различные интересующие вас темы, не только шахматы.
Модераторы: Sportsmen, shakh

#1 doktor zhivago » 18.02.2018, 01:06

Знаю, что шахматисты всегда творят, либо за шахматной доской, либо в беседе, либо сочиняют рассказы. Предлагаю завести литературную страничку на которой шахматисты будут выкладывать свое творчество. Стартую первой. Проблема всегда в понимании человека, это сложно понять другого. . Каждый из нас родом из детства. И наши помыслы и идеи тоже родом из детстсва. Мой рассказ для коренных псковичей, учеников и любителей шахмат, тех, с кем приходилось играть за одну команду. Все свое, ни единой строки плагиата.

Сказки города Н.
1978
Мне снился сон, давным давно, что я в реке купаюсь,
песок у крепостной стены и Кремль нависает,
чиста вода и видно дно, снует уклеек стая,
и хорошо, так хорошо, наверное в раю бывает.

Если какой – нибудь житель города Н скажет Вам, господа, какой чудесный у нас городок, полный русской старины, приезжайте, посмотрите, не пожалеете. Не верьте! Города Н давно нет, он остался в памяти коренных жителей и на довоенных открытках, бережно сохраненных коллекционером Натаном Левиным. Если бы не он, мы бы и не увидели, каким был этот город.
Город полный прелести старинных улиц, булыжных мостовых, деревянных домов и садов, кустов сирени и бузины, палисадников c благоухающими цветами, и проживавших в городе незамысловатых жителей с их простой философией « не уежно, так улежно», давно снесен разными разрушителями, и вряд ли возродится к прежней красоте.
А я расскажу то, что рассказали мне добрые люди, и что мне довелось увидеть.
Почему городок, спросите вы, да невелик он был в середине прошлого века, всего 40 000 жителей, и двадцать тысяч военных, закрытый городок, с пропусками для населения, « житель пограничного города».
Войну ждали, готовились к ней и она пришла, унеся целые семьи горожан, их дома, сады, аллеи, мосты и церкви. Город бомбили чужие самолеты, а потом бомбили свои самолеты. Дети удивлялись, « смотри, это не твой дом горит на той стороне реки?» Выбитые из города в сорок четвертом в отместку, уходя, уцелевшие дома поджигали. Факельщики. И осталось в городе 200 жителей, не успевших эвакуироваться, они попрятались по подвалам, многих увезли в Германию на работы, остальные разбежались по деревням. Город превратился в руины и от вокзала был виден базар.
Чудом уцелевшие после войны жители отстроили свои дома на пепелищах, « детям надо оставить надежное убежище», говорили они. И покалеченные войной дали детям крышу над головой: дома, колодца из бутовой плиты, сараи для живности, огороды, подвалы и чердаки для хранения продуктов, деревянные заборы и крепкие ворота.
Для стройки брали ссуду под двадцать процентов. Вождь имел силу заставить разрушителей платить за содеянное зло, но предпочел взять территории и отодвинуть границы подальше от тех, чей девиз всегда « идти на Восток».
Жители вновь посадили сады и деревья, вернулись к прежней жизни, «это была последняя война» утверждали победители, читали газету « Правда» и слушали по радио новости и классическую музыку. Жили скромно, лишней тряпочки не было, чисто, но счастливо, сокровищами детей были цветные камушки и красивые стеклянные флакончики из под духов, но зато в каждом доме были книги. И иконы, старики говорили « у каждого коммуниста под подушкой спрятана иконка».
Домохозяйки завели кур, гусей, коз, а некоторые даже корову держали.
Многие мужчины, прошедшие три войны, работали через силу и на заводах и на восстановлении своих домов, надорвались и умерли раньше времени.
Постепенно в город вернулась размеренная жизнь, и если какой-нибудь нерадивый житель не подметал улицу под своим окном или не убирал снег, его штрафовал блюститель порядка.
После смерти вождя пришла новая власть, и по плану с благородными целями, стала сносить старинные средневековые улицы, выгоняя жителей в маленькие « хрущевки», доходя в своем варварстве до спиливания 300 летних деревьев и уничтожения прудов с золотыми карасями и дворянских гнезд, готовя место под очередную бетонную коробку.
Красота города стала исчезать.
Бойтесь тех, кто знает, как надо делать!
Старинные улицы с двухэтажными домами, первый этаж из известняка, второй деревянный, следовала сохранить, а новый город построить на окраине.
Но если наша власть решила что–то сделать, она это сделает обязательно!
Двухэтажных домов, построенных при царе, в городе остались единицы.
Жители города Н, кто с радостью, кто с сожалением, покинули свою землю под нажимом власти и переехали в бетонные коробки, « тепло, светло и мухи не кусают» шутили они. Снова посадили под окнами новостроек деревья, огородили уже общий двор, и приятно просыпались под шум метлы дворника и дети во дворах на пасху катали крашеные яйца на горках и играли в ножички, в казаки – разбойники.
Скучая по своей земле и по привычному образу жизни, жители города завели дачки в пять соток в окрестностях города, часто в местах с необработанной и непригодной почвой. Пилили осины, корчевали пни, осушали болота, превращая заброшенные земли в цветущие сады.
Устои старинной жизни сохранялись, жители города работали на заводах и в садах, рыбачили, собирали грибы и ягоды, соседи отмечали вместе праздники под россыпь винегрета и дружно пели песни военных лет за праздничным столом. Это спокойное время быстро пролетело.
Третьей волной разрушителей русской старины оказались скоробогатчики последних лет, которые, как вороны добычу находили чудом уцелевший дом из прошлого и одним махом ставили на его месте доходный дом - бетонную коробку, красиво раскрашенную или особняк для себя. И городские власти не отстают, выпиливая последние деревья, освобождая места для автомобилей и помоек.
Что делать, комфорт заменил счастье, закон заменил правду.
Это уже не город Н, а типичное место проживания населения.
Коренных жителей в городе мастеров почти не осталась, они разбежались по миру в поисках красоты, в поисках лучшей жизни или по воле случая, а город Н. заселили приезжие, традиционная городская культура исчезла.
Уютные дворы, обнесенные заборами, заросшие шиповником и жасмином, в которых на лавочках сидели почтенные бабушки, заменили дворы, в которых автомобили смотрят на помойки, а на лавочках мужики выпивают по вечерам. Даже птицы в городских кварталах поселились другие, певчих птиц заменили вороны и чайки.
Удивительно, что каждая волна варварского уничтожения старинного города начиналась с выпиливания деревьев. Завоеватели боялись партизан и выпиливали деревья, идейные сгоняли людей с земли, человек, обеспечивающий себя питанием, не зависит от власти, вердикт - «спилить сад и снести дом. Предпринимателям выгодно строить в черте города, «купить землю, спилить деревья, снести дом».
Власти боятся, что деревья упадут на их автомобили и поэтому тоже следует « спилить деревья и снести дом», и построить очередной служебный замок.
Бедные деревья, несчастный город, замученные его обитатели, просыпающиеся под шум автомобилей и мусоровозок.

2004 год.
« Хорошо, когда выпадет снег и накроет помойки и мусор,
и по снегу пройдет человек светлый ликом и светлый духом.
Белый снег – это манна небес и спасение для природы,
управляет городом бес, при плохой и хорошей погоде.
Не боится морозов бес, он везде и в делах и в мыслях,
Все запутал, дремучий лес, как из города беса выслать».

Увидеть настоящий город Н теперь можно только во сне!
А обитателей бетонных коробок стоить искать на маленьких дачах вокруг города, это последний рубеж обороны старинных устоев русской жизни на своей земле!
Жители города Н. словно не помнят о разрушительных волнах, пронесшихся над их городами, цепляются за землю и вновь строят дома, сажают сады, разбивают огороды и цветники и надеются, что там их никто не тронет. Наивные.
Устоять в борьбе с разрушителями удалось церквям, монастырям, храмам, купеческим домам, торговым палатам, крепостным стенам, сторожевым башням и старинным погостам. Это дар предков потомкам. В средние века город был богат, так богат, что мастера одной гильдии, селившиеся рядом, строили для себя домовую церковь, зазорно было ходить в церковь мастеров другой гильдии, поэтому с каждого места в городе Н раньше можно было увидеть не меньше пяти церквей.
Испокон века в городе много церквей, много иноземцев, по этой причине жители города Н. отличались крайней набожностью и терпимостью к иноверцам. В городе никогда не случалось наводнений, землетрясений и погромов на национальной почве.
Город был вольным несколько столетий, управлялся народным вече, печатал свою деньгу, не подчинялся никому, пока его не завоевал московский царь Иван Грозный. Развитие города прекратилось с началом развития Петербурга.
Как видите, от Москвы и Петербурга Пскову одни неприятности.
Управлять этим городом сложно, каждый житель имеет свое мнение и желает, чтобы его услышали, прислушались к его мнению и учли бы его, пятьсот лет первой на Руси демократии стали чертой характера исконного жителя этого города.
Но не все так мрачно, и если на улицах города вы увидите людей; либо высоких, либо крепкого сложения, « ладно сложен, крепко сшит», с непокорными волосами, длинноруких и длинноногих, со светлыми глазами, русоволосых в большинстве своем, простоватых с виду, прямолинейных в речи, крайне независимых в поступках, поступающих по правилу « пусть мне будет хуже, но не из той лужи», вы сразу поймете, что это потомки древних жителей города.
Если ваши предки не псковичи, не расстраивайтесь, воздух в этом городе такой» ядовитый», а народ такой вредный, а дух города такой сильный, что поживя в нем несколько лет, вы обязательно оскобаритесь.
Если вы еще не догадались, что это за город, пора раскрыть тайну, городом Н этот город назвал автор «Двух капитанов».
Гений Тарковский советовал гению Феллини, « хотите увидеть настоящую Русь, приезжайте в Псков», приезжайте и вы, не пожалеете.

2010 год.
«Белые ночи летом, ночь залита теплым светом.
Белые ночи зимою, снег светится сам собою».

Январь 2018 года

Иллюстрацией с рассказу будут стихотворения, так как рисовать хорошо я не умею.

Добавлено спустя 2 минуты 34 секунды:
1983
Мой город красоты необычайной, такой вы не увидите нигде.
Чтоб в белых церквах пение звучало, и отражались купола в воде.
А небо синевы почт волшебной ласкало золоченые кресты
Тропинки древние усыпанные щебнем, играющих мальчишек у воды.
Старух идущих на свиданье с Богом, кормящих по дороге голубей,
Мой древний город, как же ты мне дорог,
затерянный средь низменных полей.
1985
Кто это смотрит на меня с портрета в золотистой раме.
В ком много грусти и огня, а радости веселья мало.
Кого коснулась всех беда, чей строг портрет в старинной ране,
послевоенные года, печать войны в глазах у мамы.
Который день бомбили Псков, отец ей выкопал землянку,
Не говоря прощальных слов, ушел под музыку «Славянки».
1989
Дом бревенчатый, тихая улица, липы старые под окном.
Кот на печке от радости жмурится в незатейливом доме том.
Затопи печь, пожалуйста, старая, и давай посидим у огня,
Ты простила грехи мои малые, ты простил, простила ль меня?
Как спокойно в твоем присутствии, ты как теплый и ласковый дождь,
как мне плохо в твое отсутствие, словно в сердце вколочен гвоздь.
Затопи печь, пожалуйста, старая, и давай посидим у огня,
Ты простила грехи мои малые, ты простил, простила ль меня?
1981
Я люблю грусть тоску и туман над рекою
и беседку, в которой тебя не ждала
И не скажет никто, отчего родилась я такою,
Непохожей на век, поневоле в котором жила.
Отчего так люблю предаваться мечтам и покою,
Отчего так люблю звон гитары в ночной тишине,
И цыганский романс, поцелуй его дорого стоит,
Чье- то сердце смеется и плачет в тиши обо мне.
И запущенный сад, звук падения яблок о землю,
Круг друзей за столом на веранде и с мятою чай.
И укрытая пледом усталая бабушка дремлет,
на столе догорает и тает большая свеча.
1987
На холме вековом древнем, синим снегом запорошен,
в наступающий час вечерний с колокольни протяжный звон,
величаво поплыл над Псковом, созывая людей в храм,
будь покорным общему зову и иди по истертым камням,
через арку над головою белой птицей взлетает собор,
окна теплятся, о покое напевает церковный хор.
Город крепость сокрытая сила, не сравняли с землей века.
Неприступные башни, стены охраняет стальная река.
1989
Тихо спит погост, пара мертвых роз.
Синеватый снег, плачет человек.
Догорит свеча, сердце источа,
Наклонился крест, лишь Христос воскрес.

И как в сериале, продолжение следует.
doktor zhivago
Автор темы, Адепт Каиссы
Адепт Каиссы
Репутация: 7
Сообщения: 2776
Темы: 71
С нами: 12 лет 7 месяцев

#2 doktor zhivago » 23.06.2018, 00:07

22 июня памятный день для псковичей. День памяти и скорби. https://www.youtube.com/watch?v=20qOdk4H74w
Официальная хроника. Псков взяли быстро. Шли с двух сторон, по Рижской дороге и со стороны Острова.

Добавлено спустя 8 минут 29 секунд:
Начало оккупации, снято любителем. https://www.youtube.com/watch?v=cJ2Oz0ebRvQ
Можно узнать рынок , некоторые улицы, найти знакомых на кадрах пленки, и биржа труда.
doktor zhivago
Автор темы, Адепт Каиссы
Адепт Каиссы
Репутация: 7
Сообщения: 2776
Темы: 71
С нами: 12 лет 7 месяцев

#3 doktor zhivago » 13.01.2019, 14:05

О псковичах в частушке, советую послушать, смешно. Гусли. И умелец по виду новгородец или пскович, типичное лицо. Слова песни и мелодия вызывают странные ассоциации с настоящим временем. https://ari.ru/ari/2019/01/14599/evropa-rossiya-prodovolstvennyy-vopros

Добавлено спустя 11 минут 26 секунд:
Песенка " Скобарь" с первой минуты начинается на клиновидных гуслях.

Добавлено спустя 6 часов 42 минуты:
Простите, не та ссылка копировалась, эта о старинных инструментах Пскова и Новгорода и песенка " Скобарь".
https://www.youtube.com/watch?v=krYO1FxfvuQ&t=328s

Добавлено спустя 1 минуту 27 секунд:
на 1 минуте 49 секундах начало " Скобаря".
doktor zhivago
Автор темы, Адепт Каиссы
Адепт Каиссы
Репутация: 7
Сообщения: 2776
Темы: 71
С нами: 12 лет 7 месяцев

#4 doktor zhivago » 29.01.2019, 02:07

Сказки города Н. Продолжение.
Николаевская бабка
Нашу бабушку соседи во дворе называли николаевской. Мы, внуки не понимали, почему наша бабушка Зина - николаевская? Бабушка отличалась повадками от бабушек, с которыми сидела во дворе на лавочке. Все разговаривали, обсуждая жильцов дома, свои семейные дела, а она молчала, опершись двумя руками на сучковатую палку, заменявшую трость. Высокая, с римским носом, гордым характером, не умеющая читать, только название газеты « Правда» с большими буквами и с запинкой. Всегда здоровалась с полупоклоном « Здравствуйте». Впоследствии оказалось, николаевская бабка, потому что родилась в 1902 году при правлении царя Николая II. Да еще и в императорском воспитательном доме в Санкт–Петербурге.
Мы вычитали об этом доме в романе Льва Толстого « Воскресение», Катюша Маслова везла младенца, свою незаконнорожденную дочь в этот приют, но ребенок умер в пути. Императорскому воспитательному дому покровительствовала императрица Мария Федоровна, находился приют в Дворце графа Разумовского.
Женщины могли родить в этом приюте и оставить там младенца. Если не имели возможности оставить ребенка себе по каким – либо обстоятельствам. Нашу бабушку, в то время грудного ребенка, принесла в приют в корзинке в красивых пеленках женщина по виду и не крестьянка и не дворянка, а скорее всего прислуга, об этом рассказала нам много лет спустя старушка, бывшая работница этого воспитательного дома. Ребенку дали фамилию, имя, о родителях ничего неизвестно, сохранилась « косточка» - кружочек с номером, и была она неизвестного « роду – племени».
Таких младенцев приют отдавал на воспитание в семьи, когда в приютах из–за скученности вспыхивали инфекционные заболевания, царь платил достаточно денег приемным родителям. Бабушка утверждала, что можно было купить корову на годовую плату. Брали детей бедные семьи, для поправки своего финансового положения. Или для работы в будущем, как Золушек.
В Псковской губернии детей в семьи брали много и часто, от большой бедности и от близости к Санкт - Петербургу. Псковские архивные хроники утверждают, что были уникальные случаи, когда помещики брали до 40 детей себе на воспитание. А потом рассовывали детей по крестьянским семьям, а сами жили на деньги, полученные за « воспитонцев», и кутили, отдыхали, играли в карты на курортах или в столицах.
В больших деревнях центральной России вопрос с такими детьми решался проще. Сироту брали в общину и растили всей деревней, скидывались чуть – чуть на пропитание. И когда ребенок подрастал, а деревне приходило время отправить в армию на 25 лет юношу, то кровного не отдашь, жаль, а сирота – « пожалуйста». Кому любопытно, могут почитать повесть великого русского писателя Лескова « Однодум» об этих историях.
Наша бабушка попала на воспитание в деревню Кусва, недалеко от Пскова на левом берегу реки Великой в «получухонскую» многодетную семью ребенком. Ее « молочной» сестре» Анне исполнилось два года и какое могло быть молоко у приемной матери? Бабушке давали соску из хлеба, замоченного в воде, и завернутого в тряпку и бабушка выжила.
Приемная мать была «чухонка», так называли в псковских деревнях эстонцев, а отец - русский, любил выпить. Семья была бедной. Ни коровы, ни лошади, ни птицы. Отец Алексей мог прыгнуть с крыши дома за «шкалик», маленькая бутылка 100 граммов водки, работал трудником в Снетогорском монастыре. Земли и леса в окрестностях принадлежали помещикам, своей земли было мало, поэтому кроме домашнего хозяйства мужчины деревни занимались рыбной ловлей. Своего выращенного зерна не хватало на хлеб до нового урожая и брали в долг у эстонского фермера, отдавали больше , фермеров эстонцев в тех краях было много.
Нравы в деревне были строгие. Двери в домах не закрывались, если хозяев нет дома, снаружи двери стоит палка, подпирает дверь от ветра. Не воровали, а если кто воровал и был пойман, то был бит для начала, потом его раздевали догола, вымазывали в дегте, и валяли в перьях и в таком виде носили по деревне для всеобщего обозрения, стуча в сковородку, созывая зевак. Большой позор для семьи и для вора. Жениться в этой деревне или в округе он уже не мог, плохая репутация. Приходилась уезжать подальше. И семье вора много лет напоминали о стыдном событии и не доверяли этой семье.
Сирот тоже не любили, называли « выб….ками» или « приютская вошь, куда ползешь». Бабушку обижали, и она уходила плакать на край деревни и смотрела вдаль на дорогу, ждала, когда за ней придет ее мать. Так поддерживалась нравственность, не загуляешь, зная, что потом твоего ребенка ждет суровая судьба.
Царь не забывал о сиротах, раз в год инспектор из Пскова объезжал семьи и проверял, как живет ребенок. О визите знали заранее, бабушку начисто отмывали, досыта кормили, одевали в чистое и сажали под икону на лавку. Иногда детей забирали в Псков для лечения, в псковский приют, он располагался в двухэтажном красном кирпичном доме, что стоит на углу Леона Поземского и Герцена. Этот дом уцелел во время войны. Бабушке там нравилось, своя кровать, пища, одежда с белым фартуком, обучение шитью или вязанью.
В деревне жили впроголодь, если дома был хлеб, то дети выедали внутреннюю часть буханки, оставляя корку нетронутой. За что были пороты. Питались скудно, похлебка на самодельном квасе, в которую натерты разные овощи и редька и репка и лук, другие овощи – что найдется, капля льняного масла. Все столом в круг и по старшинству по очереди хлебали ложкой похлебку и заедали картошкой. Иногда крупы и жир лесных зверей. Основой еды была рыба. Ее солили, сушили, а зимой ставили в печь в судке с водой, и томили, заправляли мукой.
Воздух с озера, физический труд, рыба, овощи, грибы, лесные ягоды позволяли местным жителям доживать до преклонных лет. Приемная мать нашей бабушки Татьяна прожила больше ста лет. Мы ездили навещать ее, она лежала на печи, ела только простоквашу и разговаривала еле слышно.
Дом был небольшой, но уютный. С крутым крыльцом, первый низкий этаж для скотины с земляным полом и погреб, а второй для людей, большая комната. Часть комнаты для приготовления пищи и спуском в подвал, вторая часть - покои для сна с иконой в красном углу и печь, которая глядела на обе комнаты. Дети спали на полу, как говорила бабушка, ложишься у печи, а просыпаешься у порога. Спали на матрасах, набитых соломой. А родители на печи за занавеской.
Бабушка внуков возила в этот дом в советское время, ей хотелось навестить родные места, добирались автобусом до совхоза « Родина», а дальше полем с цветущими васильками три километра до Кусвы. А во время оккупации бабушка с детьми пешком ходили за едой в Кусву. В деревне было не так голодно, как в городе.
Хозяйка дома выдавала детям уключины и по крутому берегу, заросшему лесной малиной и ежевикой, мы сбегали к реке, а там лодки и весла, и скорей грести и смотреть на рыб, камыши, лилии и на коров, которые чудным образом переплывали протоки реки или переходили вброд и паслись на островах.
Бабушка ребенком много работала, ее сдавали за деньги в няньки, помещику на полевые работы, пасти скотину, один раз она уснула и стадо потоптало поле, так ее приказчик отстегал кнутом и следы от кнута остались на бедре на всю жизнь. И отправляли с рыбаками на острова кухаркой, на плоских лодках с парусом, рыбаки боялись « вихора» -сильных ветров, « падера падет и утопнем». Бабушка была очень сильной и ловкой, умела жать двумя серпами, умела плести сети и вязать.
Были у деревни и свои радости, ярмарки, женщины надевали праздничную « одежу», навешивали бусы из монет и пели горловым пением, очень низкими голосами. Дети ходили в церковно- приходскую воскресную школу. Любили православные праздники. Любили сочинять и пересказывать сказки зимними вечерами, вся суть сказок сводилась к тому, как умный мужик Егорка обманул жадного барина.
Замуж бабушку никто не брал долго, потому что у нее не было приданного, приемному ребенку не полагалось. К приданому в то время относились очень серьезно. Но потом в ее жизнь вмешался случай и добрый совет, но это совсем другая история. Человек должен жить, и должен есть, что бы жить. Что бы есть, должен работать. Дом, земля – основа жизни крестьянина и христианина. И у бабушки появился свой дом и своя земля.
Будет нечестно не рассказать о судьбе ее близких. Молочная сестра Анна вышла замуж в деревню Струково ( на другой стороне Великой) за лучшего парня на деревне -гармониста, пережила войну, родила много детей, очень жизнерадостная женщина, могла петь частушки и плясать до конца жизни, прожила сто лет и умерла в Пасху, похоронена на кладбище в Писковичах. Ее брат Михаил попал в плен при взятии Пскова, замерзал в концлагере в Пскове на территории 7 школы, бежал, прятался до освобождения Пскова в 1944, затем продолжил воевать, вернулся в 1945 Кусву и увидел, что его жена тянет плуг вместо лошади, « на моей жене пашут?», что он сказал в этот момент, пересказать нельзя. Сестра Мария вышла замуж до войны и уехала в Санкт – Петербург на заработки и умерла от голода в блокадном Ленинграде вместе с мужем и четырьмя детьми. Не успела в июне 1941 приехать в Псков к сестрам. В Пскове был шанс выжить.
Надеюсь, что все братья и сестры; Михаил, Анна, Мария, Зинаида сейчас в раю. Они заслужили рай.
Правду сказал один великий писатель, сначала человек пишет рассказ, а потом рассказ живет своей жизнью и сам себя сочиняет дальше.
Братья и сестры не убили, не украли, голодали, пережили первую мировую войну и оккупацию немцами Пскова. Потом пережили революцию и гражданскую войну, колхозы и коллективизацию, сталинские времена, вторую мировую войну и оккупацию Пскова, отстраивали сгоревшее жилье, оплакивали погибших близких и снова работали, работали на восстановлении городов, деревень, построения социализма в своей стране, построение коммунизма во всем мире. И сейчас с небес видят, что их деревни исчезли и превратились в дачные поселки или в коттеджи и базы отдыха. Что построенные ими заводы и фабрики стали частной собственностью чужих людей, что исчезли деревни, исчезли крестьяне, заросли поля, никто не поет их песни, и никто рассказывает их сказки. Что не сохранились их родовые гнезда и их потомки разбежались по всему миру. Неизвестно откуда появились ловкие люди и все прибрали к рукам; и земли, и недра и леса и берега озер и строительные комбинаты и лагеря отдыха и санатории и даже власть приватизировали. И что страна крестьян и рабочих не сохранилась, наши предки спрашивают себя « А за что мы надрывались на работе, все создавали и строили, за что мы воевали и гибли, если нашим детям и внукам не досталось ничего из того, что мы сделали»? Кто даст им ответ на этот вопрос? Хочется верить, что придет время и состоится трибунал, подобный Нюрнбергскому, который назовет виновных поименно в разрушении жизни многих поколений советских граждан и осудит виновных в геноциде советских крестьян, рабочих, интеллигенции, в оккупации страны и воровстве ее недр.
И иллюстрация к той далекой и почти забытой жизни.
Баллада о Чудском море
Поспешим скорей домой,
ждет тепло печи, покой.
Где то далеко тот дом,
Что случилось в доме том?
Дом угрюмый на горе,
на горе, как на скале,
прямо к дому правь рыбак,
дом чухонский, как маяк.
Берег, как скала высок,
чистый, как хрусталь песок,
бьют ключи прозрачных вод,
ярко синь небесный свод.
Песни рыбаки поют,
а рыбачки сети вьют,
неоглядна моря гладь,
тишь да божья благодать.
Вижу бабушку мою,
песенку любви пою,
у иконы крестится,
за себя – невестицу.
Завтра рано в море плыть,
рыбаков велят кормить,
сирота утонет – пусть,
никого не тронет грусть.
Только любит Бог сирот,
И в обиду не дает,
Он пошлет ей жениха,
С хутора издалека.
Жизнь сиротскую забыть,
И хозяйкой в доме быть.
Поспешим скорей домой,
Ждет тепло печи, покой.
Где то далеко тот дом,
что случилось в доме том?
Дом угрюмый на горе,
На горе, как на скале,
Прямо к дому правь рыбак,
Дом чухонский, как маяк.
19 января 2019 года.
Псков.
Люди добрые, напомните, кто это сказал? Сначала приходят создатели, они все создают. Потом приходят завоеватели, они все себе забирают. Потом приходят разрушители, они все разрушают. Это не автор " Маленького принца" сказал ? Когда смотришь на жизнь предков и на историю России, приходят мысли о создателях, завоевателях и разрушителях. Сейчас эпоха завоевателей, а следом придут разрушители. История мира развивается по спирали, а история России ходит по кругу, утверждал историк Соловьев. Может он был прав?
doktor zhivago
Автор темы, Адепт Каиссы
Адепт Каиссы
Репутация: 7
Сообщения: 2776
Темы: 71
С нами: 12 лет 7 месяцев

#5 doktor zhivago » 09.02.2019, 21:07

Рассказ перекликается с гуслями https://www.youtube.com/watch?v=hYPzqI1fe-8 Забавная песня о крестьянах - христианах Иване и Михае.
doktor zhivago
Автор темы, Адепт Каиссы
Адепт Каиссы
Репутация: 7
Сообщения: 2776
Темы: 71
С нами: 12 лет 7 месяцев

#6 doktor zhivago » 21.02.2019, 15:36

Окончание рассказа о крестьянах.
Случившееся с крестьянами в страшный двадцатый век можно смело назвать геноцидом русского народа. И царское самодержавие и военный коммунизм и перестройка уничтожали русскую деревню. До второй мировой войны в Псковской области проживало полтора миллиона жителей, а в Пскове сорок тысяч жителей, остальные жители деревень и малых городков, у девяноста процентов советских людей бабушки и дедушки были из крестьян, Россия была аграрной страной, большинство население было крестьянским. А русская деревня и крестьяне это фундамент жизни государства. Крестьяне выращивали пищу для себя и для городов. Крестьянские дети становились воинами, рабочими, строителями, советской интеллигенцией. Вырастали до уровня Михаила Ломоносова. Достаточно почитать Салтыкова Щедрина « Как один мужик двух генералов кормил» или « Дикий помещик» и становится ясно, что без крестьян государство обречено. Крестьянские дети были здоровы и физически и нравственно, приучены к труду, к уважению к старшим. Крестьяне любознательны, наблюдательны, потому что жили в постоянном общении с природой, берегли природу, наблюдали за погодой, поведением животных и птиц и рыб, насекомых и гадов земных, им приходилось постоянно думать. Когда придет время посадить хлеб, чтоб не попасть под заморозки? Как вырастить урожай на северной территории, как сохранить его, как продать? Крестьянин мог построить дом, крестьянин мог все! И когда советская власть провела лампочку Ильича в каждую избу и дала образование каждому крестьянскому сыну, из крестьянских Иванов в стране появилась россыпь русских талантов во всех сферах жизни. Кто уничтожил крестьянство?
Россия возродится населением, если люди вернутся к жизни на своей земле, к своим рекам и озерам и лесам или русские исчезнут, как индейцы в Латинской Америке под напором эмигрантов. Процесс уничтожения коренного населения Америки занял примерно 400 лет, индейцам остались резервации. Вряд ли русские хотят такую участь. Но им следует проснуться, как Илье Муромцу, встать с печи, понять, что с ними происходит, и отрубить голову треглавому змею.
doktor zhivago
Автор темы, Адепт Каиссы
Адепт Каиссы
Репутация: 7
Сообщения: 2776
Темы: 71
С нами: 12 лет 7 месяцев

#7 robinzon kruzo » 11.07.2019, 12:44

Хочется добавить, что крестьяне очень бережно относились к окружающему их миру. Берегли его, земля матушка, кормилица. Языческие корни преклонения перед природой в душе каждого крестьянина. Пора русским людям возвращаться к своим корням, к жизни на своей земле, пришло время сажать сады деревья везде и беречь каждое деревце, каждый ручеек. Перебираться общинами жить в хутора и деревни, отказываться от личного транспорта, создавать не военные союзы, а международные экологические союзы сохранения среды обитания человека. Мы и и так дышим углекислым газом, а что будет дальше? Только хуже. https://ari.ru/ari/2019/07/14677/sankciy-k-gruzii-ne-budet-zagadka-dnya

Добавлено спустя 1 минуту 46 секунд:
Советую посмотреть этот фильм https://w29.zona.plus/movies/prekrasnaya-zelenaya

Добавлено спустя 8 часов 32 минуты:
Прошу прощения, ошиблась с ссылкой, ресурс агентства русской информации не для всех. Ссылка на видео на форуме. Есть на ютубе.
Я хотела ссылку вот на это видео
https://www.youtube.com/watch?v=335Vog3MxHk
robinzon kruzo
Мастер спорта
Мастер спорта
Репутация: 12
Сообщения: 219
Темы: 5
С нами: 3 года 10 месяцев

#8 robinzon kruzo » 13.08.2019, 11:25

Интересное толкование событий. Хочется думать, что крестьянство возродится, что в паспорт вернется графа национальность. И жители страны станут русскими, а не россиянами. Русскими по духу, а не только по крови. Тень башни Вавилона, советую послушать.
https://ari.ru/ari/2019/08/14692/politicheskiy-moment-i-ten-vavilona
robinzon kruzo
Мастер спорта
Мастер спорта
Репутация: 12
Сообщения: 219
Темы: 5
С нами: 3 года 10 месяцев

#9 robinzon kruzo » 02.02.2021, 15:53

Получила приятный сюрприз. Хороший знакомый, отличный музыкант и тонко чувствующий человек Николай Плеханов разместил 19 января этого года мой второй рассказ на своей странице в контакте и с моего согласия. И подобрал фотографии в качестве иллюстраций, именно так все и выглядело в моей памяти из детства и деревня Кусва, и босоногие женщины, которые тянут невод и старуха в старинном салопе с тростью и кистями рук, как корни у дерева , очень похожа на мою бабушку в возрасте 70 лет. Спасибо Николаю! Фотографии здесь на странице https://vk.com/n_plehanov " николаевская бабка". И следом стихотворение о снеге с первого рассказа и фото с площади Ленина. Думаю, что это юмор такой. Черный человек и белый снег, контраст и шахматные цвета. Наконец то написала третий рассказ, как всегда в Крещенье, наберусь смелости, выложу рассказ здесь. Хорошо бы музыку подобрать подходящую к рассказу, актер для чтения уже есть.
robinzon kruzo
Мастер спорта
Мастер спорта
Репутация: 12
Сообщения: 219
Темы: 5
С нами: 3 года 10 месяцев

#10 robinzon kruzo » 10.02.2021, 02:13

Надеюсь, что в Пскове еще остались псковичи, чьи бабушки и дедушки родом из Псковской Губернии. Для них очередной рассказ. Думаю, что жизнь одного поколения была похожей.
"Средневековая улица"
В царское время улица Красноармейская носила имя Ольгинская, состояла из двух и одноэтажных домов. И наш дом стоял на этой улице под номером 17. Начиналась улица у реки Великой и упиралась в пустырь за Петровской улицей, город тогда заканчивался за староверской церковью Николы Подкаменного.
Жители улицы Красноармейской жили по традициям, унаследованным от предков. Купание в реке с мая по сентябрь, обливание колодезной водой утром и вечером, мало кто курил, только фронтовики, пьянство не приветствовалось, рюмку на поминках и по большим праздникам, жесткое сталинское воспитание принесло свои плоды. Зимой жители прорубали места для купания в Великой. Моржевание и обливание ледяной водой для многих было нормой в то время. Большинство псковичей, жившие в своих домах не имели бань и было заведено раз в неделю ходить в общественную баню со своим тазиком под боком и березовым веником в руке. И вся улица знала, что сосед пошел в баню, секретов друг от друга на улице не было, жизнь на частной улице открыта для внимательных глаз. Пойти в Гельтову баню, напариться до состояния « не могу больше», и потом облиться в мыльне ледяной водой несколько раз, «окатиться», как тогда говорили, было радостью для взрослых и для детей тоже.
Очень следили за чистотой в доме, драили деревянные некрашеные полы, ковры пылесборники были не в моде. Двери красили только белой краской, на ней хорошо видна грязь. Постельное белье и пикейные покрывала только белые, на них видны маленькие пятнышки грязи и раз в неделю обязательно устраивалась большая стирка. Вещей в домах было мало, кровать, стол, стулья и книжная полка, радио тарелка, из которой доносилась классическая музыка, тумбочка, иногда платяной шкаф. В шкафу не было нужды, одежды мало и она помещалась стопкой в тумбочке или просто висела на вешалках. Вместо люстры одинокая лампочка. Комнаты не превращались в склады для полезных вещей. Легко убираться в таком доме! Легко дышится в пустых стенах! "Меньше вещей, меньше забот» говорила моя бабушка. И имела всего две одежды, одна рабочая выношенная из темной ткани; юбка, кофта, платок и одна нарядная выходная; тоже темного цвета, допускался рисунок в горошек.
В послевоенное время по домам ходили разные комиссии и следили за чистотой в доме и безопасностью электропроводки и печи. И у домов заставляли убирать листву и снег, и мусор, если хозяева не убирали у своего дома, то их шрафовали. Штрафовали за запущенные участки и сады. За землю, за каждое строение, плодовое дерево или куст платили годовой налог. Платили налог за каждое животное или птицу, кроме кошек и собак. Обязательной была страховка дома от пожара и от стихийных бедствий. Смотрели, далеко ли от колодцев расположены выгребные ямы, чистая ли вода в колодце, пригодна ли для питья. Чистота жителей города и физическая и нравственная была главной целью власти. Нравственная чистота заслуживает отдельного разговора. У детей в садиках и школах при входе проверяли чистые ли руки и волосы, нет ли грязи в ушах.
Мусора на улицах не было, одежду носили долго и латали. Из обрезков ткани шили лоскутные одеяла, или резали ленты и плели коврики для крыльца. Бумагу сжигали в печи, пепел валили на грядки, туалеты перед сильными морозами выгребали на огороды и под малину, бактерии вымерзали и получалось отличное натуральное удобрение. Продукты в магазинах продавали в бумажных пакетах, промасленной бумаге, она хорошо горит в печи, стеклянная тара была многоразовой, молочные бутылки сдавали в обратно в магазины. Пластиком не пользовались, в магазины ходили с авоськами, их легко отстирать или с плетеными корзинами. А овощи, фрукты, ягоды были свои, если хозяева не были ленивыми и не трудились в своих уделах в свободное от работы в городе время.
Большая часть жизни взрослых и детей зимой и летом протекала на реке. Там непрерывные купания и прыжки с барж в воду. Молодежь легко переплывала Великую туда и обратно и не по одному разу. Зимой все катались на лыжах по реке от Кремля до железнодорожного моста несколько раз, для детей взрослые расчищали часть реки от снега до льда и получался каток и для катания и игры в хоккей. Взрослые не ленились, заливали в мороз водой спуски с набережной на реку, и катались с горок все и дети и взрослые на чем придется, на картонке, чаще на фанерке или просто на заду. Кто пытался съехать на ногах, обычно под смех зевак съезжал на спине. Весело было, дети с утра в любую погоду убегали на речку и затемно возвращались с красными щеками, так ковалось здоровье. На санках с кручи тоже здорово кататься, на тяжелых царских санках с гнутыми полозьями и на легких советских алюминиевых санках. Река зимой жила своей жизнью, все ходили с одного берега на другой по кратчайшему пути, через мост получалось дальше, чем по реке и зимой по реке тянулись вереницы людей в разных направлениях в темной по преимуществу одежде. А в светлое время, если смотреть с моста, казалось, что по реке снуют стаи муравьев, каждый спешит по своим делам.
А ночью река оживала, везде на своих ящиках сидели мужики возле просверленных лунок под навесами из ткани или пленки и горели свечи, мистическая картина, тишина, темень везде, кроме островков света и тепла над рыбаками. Вода в реке была чистой, в маленькой Мирожке ловили ужей, сажали их в большие стеклянные банки и наблюдали за ними. Уж чувствовал электрические разряды и крутился в банке. Все понимали, идет гроза. Ужа выпускали обратно в Мирожку, вдоволь налюбовавшись им.
Можно посчитать этих горожан бедными. У них не было счетов в банке, автомобилей, модной одежды, драгоценностей, красивой мебели, устройства связи в кармане, путешествий в дальние страны. Но у них были свои дома в черте города, дружелюбные соседи и легкое общение с ними, можно было постучать любому в окошко и зайти в гости просто поговорить. Чистый воздух, чистая вода, чистая река, фрукты и ягоды из своего сада, овощи и травы со своего огорода, экологически чистая пища магазинов, тишина вокруг, естественные звуки ветра и пенье птиц. Не было безработицы и страха потерять работу, было много возможностей для детей и взрослых заниматься любой творческой или трудовой деятельностью в свободное время и бесплатно, любое хобби приветствовалось. Люди были равны в своих правах и относительно равны в своих доходах. Такая жизнь была доступна каждому честному жителю страны. Чем эта жизнь была хуже современной?
Сейчас жить в тихом чистом месте в центре города с отличным воздухом и питаться натуральной пищей и учиться у лучших преподавателей могут позволить себе только очень обеспеченные люди! А свободно высказывать свое мнение сейчас можно, если не побоишься попасть за решетку или нарваться на большой штраф. Для большинства горожан свой дом в черте города, свой сад и огород в черте города, чистый воздух, чистая вода, тишина, качественное образование для всех, качественная медицина для всех, равные права для всех – невозможны!
Один недалекий человек родил зловредную идею, несколько недалеких людей за личную выгоду и карьеру кинулись исполнять дурную идею, в итоге многих людей лишили нормальной жизни, не спросив их мнения и не дав им право отстоять свое мнение. Всемирно известный коренной пскович Спегальский пытался отстоять старый Псков, утверждал, стройте город вокруг старых улиц, по булыжным мостовым будете туристов водить, Псков не уступал по красоте европейским городам. Спегальского изгнали из Пскова. А псковичей, проживающих на старинных средневековых улицах, выгнали из любимых домов с идеей « генеральный план города должен быть выполнен».
Как говорится « народ в России хороший», а вот идеи …»
robinzon kruzo
Мастер спорта
Мастер спорта
Репутация: 12
Сообщения: 219
Темы: 5
С нами: 3 года 10 месяцев

Продолжение псковских сказок, сквозь век.

#11 robinzon kruzo » 17.02.2021, 05:26

ЧЕТЫРЕ ДОМА
Нет места лучшего для внуков, чем рядом с бабушкой..
То, что я рассказываю, подслушано у бабушки.
У деревенских девушек псковской губернии, да и всей Руси было принято гадать в святки. Сметали мусор в совок и в полночь выходили во двор высыпать мусор. Откуда доносился любой звук, в ту деревню и пойдешь замуж. И еще простое гаданье. Девица сжимала в комок лист бумаги, и поджигала комок на железном подносе. Потом зажигали свечу в темной комнате и смотрели на стене тень от сгоревшего комка. На что тень похожа, что напоминает, то и будет? Наша бабушка, а ей тогда исполнилось 27 лет, увидела высокие кубики из сгоревшей бумаги, и не знала, что и думать. Одна из сестер сказала, ты, Зина, будешь жить в большом городе с высокими каменными домами. Но сначала я расскажу, как сирота без приданого вышла замуж на хутор, а потом перебралась в Псков.
Расскажу о семье жениха. Отец ее жениха был не бедным человеком, имел свой дом и землю, отучился в гимназии, не крестьянствовал, а работал лесничим у псковского помещика Батова, имел свою пролетку, жил в деревне Владычный Крест в четырех километрах от окраины Пскова с женой и четырьмя сыновьями. В семье водились книги, большой глобус, иконы, жена не работала. Сейчас от этой деревни не осталась и следа, как и от многих деревень Руси. От миллионов деревень Руси остались только погосты. Деревня Владычной Крест была древней, документально известна с 15 века и славилась своей часовней с иконой на которой план древнего Пскова, сейчас эта икона в псковском музее, а от часовни, в которой икона хранилась, остался только фундамент. В этой деревне встречались крестные ходы из Пскова и из Печор в честь победы в Ливонской войне и победы в войне с Наполеоном.
Но перед первой мировой войной царь велел готовить Псков к обороне от немцев и началось строительство военного городка для Омского гренадерского полка, известного участием в войне с Наполеоном и в русско- турецкой войне и деревня Владычной Крест вошла в территорию военного городка, на месте деревни расположились стрельбище и аэродром. Военный городок был большим, от дамбы до Рижского шоссе по двум сторонам Юбилейной, казармы, лазарет, храм, склады, конюшни, штаб, дома для офицеров. Храм А.Невского. здания из красного кирпича напоминают тот военный городок. Городская Дума Пскова предложила жителям деревни переехать в другое место, освободить землю для постройки городка. Лесничий решил уйти подальше от города и выбрал окрестности деревни Подосье. И леса помещика старовера Батова тянулись в эту сторону до деревни Палкино, удобно, когда работа близко, присмотр за лесами. Семье лесничего пришлось покинуть не по своей воле в начале двадцатого века первый дом нашего рода. Так переплетаются судьбы людей и государства. Псков пограничный город и многие напасти его жителей связаны с войнами.
Семье лесничего пришлось осваивать земли в Подосье, осушать их, строить дом и хозяйственные постройки. Тот, кто строил дом своими руками, знает, как много это отнимает сил и средств. Народ говорит, « мужик построил дом и умер». И как больно, когда твой дом уничтожают, дом может служить потомкам много лет. Молодыми от неизвестной болезни в один месяц умер лесничий и его жена, они похоронены в Камно. Надорвались, обустраивая хутор, строя дом, осушая болото и обрабатывая поля, а видимо были непривычны к тяжелому физическому труду, и остались сиротами четверо сыновей, один старший 17– летний юноша по имени Яковлев Александр, сын Якова и три его младших брата, мал-мала меньше. Тем временем над их головами прогрохотали буржуазная революция, первая мировая война и оккупация кайзеровскими войсками Пскова и большевистская революция. А семья просто пыталась выжить. После смерти родителей Александра на хутор набежала родня и сказала, «твои родители нам были должны, брали на устройство хозяйства», и унесла все ценное и нужное, даже перины. На хуторе не стало хозяйки, и некому было смотреть за детьми и вести хозяйство. Нужна жена работящая и добрая. Александру нравилась одна девушка в соседней деревне, набрался смелости и посватался к ней, но получил отказ. « Твоих братьев трое. А еще и свои дети пойдут, много забот, да и небогатый ты…». Мудрый человек посоветовал парню посвататься к сироте. «Сирота твоих братьев вырастет, как родных и обижать не будет…Вон, в Кусве есть сирота, женись на ней ». Он и женился, случилось это в 1929 году. Это был неравный брак, ни по возрасту, ни по положению в обществе, но необходимый для обоих сирот. Выглядел Александр так, как все псковские жители, типичная внешность, русые волосы, зеленые глаза, длиннорукий, длинноногий, округлое лицо и тяжелый характер. Его жена Зинаида напротив имела нетипичную внешность для Псковской губернии, очень высокая, смуглая, стройная, черные волосы, карие глаза и орлиный нос и добродушный характер. Как видите, бабушке помог выйти замуж случай или добрый совет доброго человека. И началась жизнь молодой семьи; работа, работа, работа. Работали везде и всюду, и в доме, и в поле, продавали выращенное на рынке в Пскове, пешком ходили в Псков, нанимались на разные дела, ломили щебень в каменоломнях, ходили пешком торговать в Эстонию. И жизнь наладилась, появились; своя скотина, сеялка, молотилка, веялка, лошадь. Через год родилась дочь Мария, ее крестили в приходской церкви в Камно. На фотографии 1931 года видно, как измучена непосильным трудом молодая семья, какие они худые и как плохо одеты. Это было время без войны и одним этим хорошо.
Но приближалась вторая мировая война. Началась постройка линии обороны от немцев. И хутор, расположенный на возвышенности и недалеко от Рижской дороги приглянулся под постройку ДОТА. Семью пытались выселить как кулаков и сослать на Север. Но вступились жители соседних деревень, написали письмо властям, что Александр и Зинаида сироты, что у них большая семья и все работают (братья подросли и у крестьян дети с 5 лет трудились) и никогда на них не работали батраки. Не использовался наемный труд! Семью не сослали, а разрешили уехать, семье удалось тайно продать нажитое, возможно остались накопления от лесника, и удалось купить дом в Пскове на улице Красноармейской. Это была окраина города в то время, церковь староверов Николы Подкаменного считалась границей города, дальше – деревня. Второй раз Александру пришлось покинуть родное гнездо, в котором жизнь создавалась с нуля. Семья переехала быстро во избежание неприятностей. А на хуторе началось строительство ДОТА и траншей и других оборонительных сооружений. Место строительства оцепили, проход был закрыт, военная тайна. Этот ДОТ до сей поры гордо стоит на месте второго уничтоженного дома нашего рода.
В Пскове жизнь семьи пошла по городским правилам. Земли 26 соток, маловато для пропитания семья, дом, амбар, колодец, сад и огород, не покрестьянствуешь. Дом двухэтажный, низ из известняка, верх бревенчатый. Улица старинная с булыжной мостовой и дворянским гнездом напротив нашего дома, с прудом с золотыми карасями, липами в три обхвата, и трехэтажным домом у которого гранитные ступени спускались в пруд. Вокруг пруда круглая дорога и цветники и дома для прислуги, конюшни, кухни, сараи. И обнесена усадьба была высокой стеной из щебня, сейчас в это место можно было водить туристов. Жили в домах усадьбы дружно разные семьи, как в коммунальной квартире.
Пришлось искать работу в городе. Зинаида была неграмотной и устроилась работать прачкой, она всегда любила стирать белье и полоскать, набирала полную корзину постиранного белья и спускалась по Красноармейской улице к реке Великой и полоскала белье летом и зимой в проруби. Вода в реке была чистой. Александр думал, или стать бухгалтером или водителем автомобиля. Выбрал профессию водителя. В Пскове у Зинаиды и Александра родился сын Николай, его крестили в Пароменской церкви. Младшие братья Александра уехали в Ленинград перед войной, как и сейчас смелые уезжают в Петербург на заработки. Века проходят, а ничего не меняется. Псковская нищета неистребима. Один брат работал на фабрике « Красный Треугольник», другой на временных работах. Третий брат ушел служить в 1939 году на флот, плавал на линкоре « Октябрьской революции» кочегаром. В то время служили 5 лет. Перед войной приезжал в отпуск в 40 году и сказал, « наверно мы видимся в последний раз». Все три брата не успели жениться до войны, не оставили детей и все три брата пропали без вести в Петербурге во время блокады, они погибли. В 1941 году Александр, ушел на фронт, мог отказаться от службы по сердечной болезни. Зинаида осталась с двумя детьми в Пскове и прожила три года в оккупации, работая по направлению немецкой биржи труда прачкой в немецком госпитале, госпиталь располагался там, где и сейчас военный госпиталь. Зинаида ничего не знала о судьбе мужа и его братьев. Когда начался массовый вывоз псковичей в Германию на работы, семья убежала в феврале 1944 и полгода пряталась по глухим деревням. Вернулась в Псков в июле 44 и увидела, что их дом сгорел. Это был третий уничтоженный дом нашего рода. Семья поселилась в холодном амбаре с земляным полом и ждала возвращения своих мужчин. В 1946 году вернулся один Александр и горько плакал по своим братьям.
Семье нужен дом. Александр так устал от строек, что хотел поселиться в коммунальной квартире в Пскове, предлагали погорельцам комнаты, или уехать в Кенинсберг, жителям сгоревших псковских домов предлагали переселиться в добротные немецкие дома. Его жена Зинаида мечтала отстроить дом на старом месте, они спорили. Договорились до того, что Александр сказал в сердцах « продадим все, купим старую машину и будем колесить по стране, месяц поживем в одном городе, месяц в другом». Он любил ездить, с 41 по 43 возил снаряды на передовую на белорусском фронте. А с 43 по 46 возил солдат по горам Ирана. А его жена Зинаида шутила, « все продадим и все пропьем и пойдем божьими странниками по земле». И таки уговорила мужа начать стройку. Наверно, это была ошибка.
Александр решился строить дом вместе с сыном, тяжелый труд ворочать бревна, пришлось взять займ у государства на покупку строительных материалов и пойти работать на псковскую электростанцию кочегаром, там больше платили. И Александр умер прямо на работе в 1953 году, прямо у топки, это случилось после смерти его кумира Иосифа Сталина, так и не достроил дом и не отдал кредит. Похоронили Александра на Мироносицком кладбище. А кредит долго отдавала его дочь, когда начала работать после окончания Педиатрического университета Ленинграда. На фотографии дом , крытый щебнем и деревья молодые, посаженные ветеранами после войны, во время войны были сильные морозы и сады смерзли, а деревья местные выпилили на дрова и немцы от страха перед партизанами уничтожали растительность. К концу 70 –х годов дом почти достроили и пришла новая беда, советская власть запланировала квартал многоэтажных домов на улице Красноармейской. Все дома на этой улице были новыми, прежние сожгли факельщики, когда немцев выбивали из Пскова. Какой смысл сносить новые дома? Но на Руси бороться с властью бесполезно! И четвертый дом нашего рода был снесен бульдозером и экскаватором выдернули прекрасный яблоневый сад сад на глазах семьи. Снесли и дворянское гнездо, засыпали пруд, спилили 300 летние липы, заасфальтировали булыжную мостовую, варварство! Удивительно, какие живучие эти русские, за 80 лет у них отобрали 4 дома, а они не ропщут на судьбу. Неудивительно, что русский народ активно умирает, его уничтожил двадцатый век, бесконечные войны, нищета, постоянный слом традиций, плохие условия жизни, регулярное ограбление народа, отсутствие национальной власти, которая заботилась бы о русском народе, его благосостоянии и увеличении населения. Русский народ медленно уходит, его заменяют кочевые племена. Аминь.
Псков.
2 февраля 2021 года.

Добавлено спустя 13 часов 46 минут:
Сегодня получила подтверждение своим мыслям. Послушала новости. И почитала комментарии русских новостей АРИ.
• Президент РФ В.В.Путин сегодня сказал о" пещерном русском национализме" с негативным оттенком."Россия не для русских, а для всех". Так что, товарищи дорогие, этническим русским нет смысла трудиться на это государство. Теперь очередь продемонстрировать любовь к России другим национальностям. А других национальностей больше 160. Вот только неясно, почему такая пещерная привилегия быть государственным языком дана " пещерному русскому" языку в России. Если все национальности равны, то на государственном уровне использоваться имеют право все 160 языков, как языки межнационального общения. Ведь все же равны. Значит можно говорить, писать, учить на всех 160 языках свободно.
• Но, русских всё меньше, если смотреть на школы, там уже половина мигранты, в Москве больше половины. Народов в государстве может быть хоть 100 000 и что? По международным нормам государство считается МОНОэтническим и/или МОНОконфессиональным, если какой либо этнос или конфессиональная группа составляет и более 60 процентов численности его граждан. В нынешней России русских по переписи 2010 года более 80 процентов, и именно поэтому народ в России говорит на языке БОЛЬШИНСТВА. И при этом в отличие от Украины и Прибалтики в России другие языки не подвергаются ограничениям.
• .Речь о равных правах национальностях в Многонационалии РФ. У одних народов внутри Многонационалии есть дополнительно свои государственные образования. Где кроме обще многонациональной конституции есть свои национальные конституции, свои суды, свои министерства, свои национальные учебники истории, свои национальные герои и праздники, ну и т. д. Это национальные образования внутри РФ. А у русских только общее многонациональное. Своего ничего нет. ... это очень неравноправно.
Лидер страны основанной русскими, страны, которая говорит и пишет на русском, большинство населения которой пока еще русское или считает себя русскими по духу, сегодня заявил что русские имеют пещерный национализм . Кто он тогда, лидер этой страны, не русской страны, а многонациональной? У русских должен быть русский лидер. После таких слов русские отвернутся от своего лидера.
robinzon kruzo
Мастер спорта
Мастер спорта
Репутация: 12
Сообщения: 219
Темы: 5
С нами: 3 года 10 месяцев

#12 robinzon kruzo » 24.02.2021, 01:55

"Дети войны".
"Подслушано от мамы."
В моем детстве на нашей старинной улице каждый вечер во дворах слушали рассказы старших о войне от детей, переживших оккупацию. И эти рассказы вросли в память намертво. Повзрослев и увидев, как умирают дети войны, когда придет их время, мы вспоминали их рассказы. Была примета, как только старуха начинала метаться, вязать узлы, складывать в них документы, ценные вещи, и прятаться от фашистов, считай – смерть близко. Все счастливое забыто, а страх все поглощает. Самые сильные впечатления детей войны, это военные годы и никакие счастливые дни их дальнейшей жизни не могла сгладить или перебить эти впечатления. Поэтому каждый ребенок должен быть счастливым в свои юные годы, каждый день его жизни должен приносить радость, эти впечатления навсегда! Прав великий русский писатель Ф.М. Достоевский « весь мир не стоит слезы ребенка». Псков готовился к войне, военные гарнизоны, линии обороны, все говорили о войне. В Пскове появились беженцы, из Прибалтики, из Беларуси, уставшие, плохо одетые, голодные , пешком уходили от войны. А народ в Пскове не верил, что немцы дойдут до города, наша армия сильна, враг не пройдет! Даже когда войну объявили голосом Левитана и Псков начали бомбить чуть не с 22 июня, жители города говорили – враг не пройдет. Многие ленинградцы отправляли своих чад в Псков на отдых летом и когда в город уже входили немцы, из Питера звонили, Псков отвечал « немцы в Пскове», в Питере говорили « не может быть». Я знаю псковские семьи, которые услышав по радио, что Гитлер объявил войну, в тот же миг собирали вещи и уезжали в Москву. Как сказал один мой ученик, « тетечка ушла за керосином, а вернулась, вся семья на чемоданах». Эта семья уцелела. Они знали больше по сарафанному радио больше, чем говорили официальные власти. Псков начали бомбить чуть ли не с первого дня войны. Жители окраин вырывали в огородах для своих семей землянки с входом под углом, чтоб осколок не залетал, а прямое попадание это конец. Дети играли, пугая друг друга, « Гитлер – У! Муссолини – У! и показывали кулак» и всем было смешно. А во время бомбежки Пскова вся улица забиралась на крыши или вторые этажи домов, лучше видно, куда бомба попала, чей дом горит. С первого дня начала войны в Пскове вовсю говорило немецкое радио. И шпионов было полно. Боялись Зину Мировую, говорили, что очень красивая женщина, зазывает молодых офицеров на свидание и ножичком по глазам, и убивает. Офицеров находили на рынке, голыми, рынок был рядом с Псков ГУ, ряды из известняка и крыши из бересты, сейчас этого рынка нет. А через две недели от начала войны в город стали входить немцы, со стороны Рижского шоссе и со стороны Опочки, народ побежал в сторону Москвы, под Черняковицами их встретили немцы с овчарками и автоматами и вернули назад. С северных районов побежали в сторону Ленинграда. С лошадьми, телегами, добром, едой и дойдя до Ленинграда эти псковичи там стали лагерем вокруг города и первыми умерли от города, у них не было хлебных карточек, а Бадаевские склады сгорели. Красноармейцы старались взорвать мост через Великую, остановить движение врага, и не получилось. Мама 11 лет и ее брат 7 лет сидели в землянке, было душно, высунули голову подышать и увидели, как осколок попал в грудь офицеру бурятского вида на белом коне, офицер упал замертво, похоронили его , когда канонада стихла , ночью на конце огородов тайно. Сорок лет спустя сажали сквер под окном пятиэтажного дома я и соседка девочка Ксюша и выкопали человеческий череп, по рассказам это было то самое место. Ходили везде с этим черепом. Просили сделать раскопки и найти смертельный патрон с данными. Но народ успел понастроить гаражей на этих местах и никто не захотел связываться с владельцами гаражей. Закопали череп обратно под дерево и все. Ставим туда цветы, а кто это был, так и не знаем. Странно, но многие из детей войны учились на докторов, в основном хирургов, я не понимала - почему, а сейчас понимаю,они видели много страданий в детстве, много больных кругом и хотели помочь. У мамы была подруга Гаврилова Раиса Гавриловна, они учились вместе в Ленинграде после войны, Раиса была родом из близкой к Пскову деревни, окончила, как и мама Педиатрический университет, работала по детской травме, руководила отделением в псковской областной больнице Родители Саши Шпака ( у врачей умные дети) проходили у нее практику и потом там работали. Думаю, что родители Саши, если захотят, то дополнят мой рассказ. Так, когда пришло время умирать Раисе Гавриловне, она бредила сильно перед смертью, ее бред был о том, как немцы входили в ее деревню,как же им было страшно, если вся следующая жизнь, все ее радости не сгладили то впечатление?
Зачем я это пишу, прошлое, " негатив" современным языком, но это было и это может повториться. В послевоенное время многие мечтали выучиться н доктора, помогать людям, клятва Гиппократа. У мамы была подруга Скрябина Лариса Павловна, красавица, хирург, работала в челюстно- лицевой хирургии, была угнала в Германи во время воны. Она не любила говорить о том времени. Мир их праху.

Добавлено спустя 2 часа 4 минуты:
Мне стыдно за опечатки, проблемы с зрением.
robinzon kruzo
Мастер спорта
Мастер спорта
Репутация: 12
Сообщения: 219
Темы: 5
С нами: 3 года 10 месяцев

#13 robinzon kruzo » 04.03.2021, 15:45

Рассказ " Николаевская бабушка" заинтересовал псковских краеведов и на радио ВГТРК Псков вышла передача , я узнала много интересного о сиротском вопросе в Псковской губернии от псковских краеведов. Если любопытно. послушайте, я не очень складно отвечала на вопросы, ответ требуется быстро, а я люблю подумать. Псковское радио интересное, много разделов об истории Псковской губернии . А это ссылка на передачу.
https://www.gtrkpskov.ru/radio/radio-rossii/lyudi ... skie-doma-vypusk-19-02-21.html
robinzon kruzo
Мастер спорта
Мастер спорта
Репутация: 12
Сообщения: 219
Темы: 5
С нами: 3 года 10 месяцев

#14 robinzon kruzo » 20.03.2021, 12:53

"И это все о нем".

Литвинов Станислав Максимович родился 23 января 1941 года в городе Гдове.
После окончания войны семья перехала в Псков, поселилась в деревянных бараках, стоящих за за Домом Пионеров.
Станислав Максимович учился в школе №9, затем Псковском Педагогическом Институте на физикоматематическом факультете.
После окончания института служил в армии.
Шахматами увлекся в детском возрасте , занимался в кружке Дома Пионеров, играл с любителями в шахматном павильоне в Летнем саду.
В детские годы участвовал в соревнованиях со взрослыми и стал перворазрядником, играл и по переписке, в 1970 году Станислава Максимовича позвали работать в Дом Пионеров руководителей шахматного кружка и он согласился.
И как преподаватель шахмат организовывал все детские соревнования в Пскове, областные соревнования проводились в то время по очереди, то в Пскове, то в Великих Луках.
ФОрмировал по итогам соревнований сборную для участия в личных первенствах северо-запада и центра Росии ( зональные) - проводились раз в год. всего два возраста , до 14 лет и до 18 лет, формировал команды для участия в командных спартакиадах школьников - проводились раз в два года и в соревнованиях по линии министерства просвещения - каждый год. И команда Дома Пионеров участвовала в Первенстве РФ ( не СССР) среди домом Пионеров, ДЮСШ в такие турниры и учащиеся ДЮСШ в команды не допускались.
Станислав Максимович в один из периодов жизни преподавал математику в 4 школе , совмещая преподавание с шахматами, и псковское телевидение его работе содали фильм , как о педагоге новаторе. Станислав Максимович был " рукастый" и вел дополнительно уроки труда!
Участвовал в открытии первого шахматного клуба для взрослых на улице Горького в большом подвале, по иронии судьбы, впоследствии над этим подвалом возникла и пять лет работала " Академия шахмат".
Затем открывал шахматный клуб для взрослых на Октябрьском проспекте, как он говорил " ботинки сносил, бегая по инстанциям".
Взрослых шахматистов было так много в то время, что детей во взрослые турниры допускали за особые заслуги, а ведь клуб тогда был больше на огромную комнату, окна на Октябрьский проспект.
В шахматном кружке было много учеников и достаточно шумно и весело. Решали задачи, играли домашние турниры.
Станислав Максимович был добрейшим человеком и очень мягким по характеру и любил детей, не наказывал их за детские шалости.
Его дочь провела все детство под столом на занятиях шахматного кружка.
Главным утверждением Станислава Максимовича было " Следует всегда оставаться человеком". И "хороший человек лучше хорошего шахматиста".
Его ученики становились чемпионам области среди детей и среди мужчин;это Иосиф Рожанский, многократный чемпион области, (сейчас преподает шахматы в Израиле, национальный мастер, до отъезда из страны преподавал шахматы в ДСО " Буревестник" и в шахматной школе от управления образования), Лифляндчик Мирон , рейтинг ФИДЕ 2340, тоже чемпион области среди мужчин, Кудряшов Сергей, кмс , чемпион области среди мужчин, Полякова Наталья, мастер спорта России, Клещенко Иван, чемпион области среди мужчин и много- много шахматистов 1 разряда и ниже.
Это детская сборная области тех лет, студенческая и взрослая тоже! Помню Никитина Сергея, Ермакова Андрея, Алексеева Алексея ( отец шахматиста и судьи турниров Алексеева Романа) , Мишу Крайнего и других... Где они сейчас?
Когда семья Станислава Максимовича увеличилась, " шахматных " денег стало не хватать на жизнь, он занялся строительством, клал печи, делал ремонты, часто в Ленинградской области, там люди побогаче и раньше начали строиться, а гастарбайтеров в в страну еще не завозили и псковские умельцы выезжали на заработки, и Станислав Максимович перестал работать в шахматном кружке, очень жаль, я осталась без занятий после 8 класса. Но соревнования регулярно проводились в Пскове, игра с взрослыми, выезд на соревнования, давали возможность роста.
Поколение детей войны уходит. Станислава Максимовича нет в живых, но его дело продолжается, ничто и никто не возникает ниоткуда. Всегда есть начало!
robinzon kruzo
Мастер спорта
Мастер спорта
Репутация: 12
Сообщения: 219
Темы: 5
С нами: 3 года 10 месяцев

#15 Eriksson » 20.03.2021, 13:43

Лифляндчик же вроде так и не стал чемпионом? Вторым был точно.
Ну и вместе с Романом Алексеевым можно брату Лешу вспомнить, первый разряд был в свое время, судил много.
Обращайтесь по вопросам функционирования сайта в этой теме
Eriksson M
Site Admin
Site Admin
Аватара
Откуда: Псков
Репутация: 8
Сообщения: 1962
Темы: 205
С нами: 14 лет 5 месяцев

Кто нибудь помнит это время?

#16 robinzon kruzo » 17.12.2021, 11:57

С шахматами в мои 6 лет меня познакомил родной дядя, кто его познакомил с игрой, я не знаю и спросить уже некого... Дядя Яковлев Николай Александрович играл очень крепко, выигрывал чемпионат радиозавода по шахматам, при советской власти радиозавод работал успешно и сотрудников было не менее 10 000 человек.В перестройку этот завод исчез.Победить дядю в шахматы я смогла только в 9 классе, будучи уже взрослой перворазрядницей. Дядя был настоящим представителем своего времени,пережил оккупацию, играл во все, включая карты, переплывал реку Великую несколько раз, дрался, как черт, и имел золотой значок ГТО, в то время - это был огромный успех, служил срочную службу в Севастополе в Черноморском флоте пять лет.
Но рассказать я хочу другую историю. В третьем классе мама отвела меня в шахматный кружок при Псковском Доме Пионеров.
Занимался детьми на тот момент псковский перворазрядник Литвинов Станислав Максимович, до него в этом кружке работал
многократный чемпион области кандидат в мастера спорта Лавреньев Владимир Иванович .Это был единственный в городе шахматный кружок.
За два года занятий я дошла до второго разряда , деления на юношеские разряды и взрослые тогда не было, и попала во взрослую сборную области, на вторую доску, после мастера спорта СССР Беловой Тамары Николаевны, мне было на тот момент 11 лет и я была невысокой, худенькой и очень серьезной девочкой. Сборная команда области формировалась строго по принципу спортивного отбора, а именно по результату выступления в чемпионате области. Турнир проводились по круговой системе с ручной жеребьевкой.В советское время спартакиада народов СССР проводилась по многим видам спорта,в том числе и по шахматам. Но сначала команды всех регионов и краев играли в своих республиках в зонах, потом финал республик и финал СССР. Зоны северо - запада России не было в чистом виде, центр России входил в нашу зону, или мы в их. Первый раз за команду я играла в городе Кирове ( бывшая Вятка). Шесть мужчин и три женщины, наша команда. Помню что за команду играли двое закадычных друзей Чеботов и Лаврентьев, молодой Ленчуков, остальных - не помню. Мне кажется, что Семенченко играл за команду и Рожанский, а на третьей женской доске солидная Иванова Зоя Ивановна. Детей, попавших в взрослую команду на турнир специально никто не сопровождал. Наш руководитель кружка работал в трех местах и не мог выезжать с учениками. А мама работала в поликлинике участковым педиатром, подрабатывала на скорой,дежурила ночами в приемном покое в городской детской больнице,в отпуск отвозила детей в Крым, в то время это было недорого, отдыхать дикарями. Мама умудрялась сдавать регулярно кровь, давали два дня отгулов и накапливала дни, чтобы сопровождать детскую сборную команду Псковской области на личные и командные турниры.Другие родители не сбрасывались на общего сопровождающего.Этот вопрос даже не возникал. Советские люди, что с них взять, человек человеку товарищ, друг и брат. При этом в спорткомитете ей говорили, вы - мать, везете свою дочь и мы не можем оплатить ваши расходы.
Рожанский Иосиф и Вендель Александр и Ермаков Андрей и я и другие псковские игроки, их выезды на турнир оплачены кровью моей мамы в прямом смысле этого слова. У меня сохранились аргументы, фотографии тех лет. На взрослый турнир отгулов было не накопить. Кто-нибудь присмотрит за ребенком в Кирове, решила мама. И мы поехали на турнир,в поезде хорошо, чай из стаканов с подстаканниками, игра в шахматы и разговоры взрослых.
В Кирове запомнился спортивный зал, как сейчас в пандемию, столы стояли далеко друг от друга, темновато и прохладно. Как сыграла, плохо помню, помню только, что три женщины в команде набирали примерно столько очков, как и шесть мужчин. О Псковской команде говорили, что она бьет хвостом, набирает очки 7,8,9 доской. Нас поселили в типичной для того времени гостинице, не знаю, остались ли такие гостиницы сейчас, было в них что то сталинское. Длинный коридор с красной ковровой дорожкой, налево и направо комнаты, с врезными замками и большими замочными скважинами, огромный ключ бабочка.В номере две кровати, стол, два стула, маленький шкаф и большая лампочка без абажура. Душ и туалет в конце коридора. Мне нравилось в гостинице, не так как дома, дома бревенчатые стены, сквозь которые в мороз зимой проступал иней по утрам, когда печь остывала и туалет ледяной, дверь скрипучая. Я жила в одной комнате с Тамарой Николаевной, она будила меня утром, команде игрок нужен, и мы шли в гостиничный буфет завтракать. Все скромно, но вкусно и не отравишься. Тамара Николаевна выбирала на завтрак сметану с сахаром, яйцо, плюшку и чай ,я - винегрет, рыбную котлеты и кофе. Нам выдавали талоны на питание на сумму три рубля в день. Это была приличная сумма на тот момент. Доходили на игру по частям, не всей командой, играть было интересно, два часа на 40 ходов, потом один час на 20 ходов, потом откладывание партии. Механические часы, время летит незаметно, сплошное удовольствие. После игры все разбегались по интересам. Для мужчин этот турнир был дополнительным оплачиваемым отпуском,профессионалов в нашей команде не было, работали в разных сферах, спорткомитет просил освободить членов сборной области от работы с сохранением заработной платы. Мастера спорта, профессионалы не работали, они числились инструкторами по спорту в разных спортивных обществах, которых было много, " Локомотив", "Спартак", " Буревестник" и другие, мастеров в нашей команде не было, кроме Беловой Тамары. Мужчины вечерами уходили играть в блиц или в карты с старинными друзьями, женщины поговорить в своей компании, а я оставалась в номере одна. В Кирове стояли сильные морозы, и местный говорок жителей , который я не понимала после правильной псковской речи.
Скучно мне не было, в сувенирном ларьке в холле я купила на память дымковскую игрушку из глины, мед в деревянной кадке и главное,
настоящую деревянную дудочку с 12 отверстиями и училась на ней играть.К концу турнира получались приличные мелодии. Сыгранные партии со мной никто не разбирал, к партиям никто не готовил, все играли, как умели, на домашнем "багаже". Но самое приятное начиналось вечером. Я спускалась по внутренней лестнице в ресторан поужинать, многие экономили, пили кефир перед сном или довольствовались бутербродами.Но только не я. Упустить такой шанс, свобода! В ресторане пахнет кухней, табаком, духами, играет саксофон, танцующие пары, большие пальмы и фикусы в кадках с землей
по углам,так приятно, когда тебе приносят бифштекс с кровью. Это не щи постные кислые и жирные с горячей картошкой дома у печки хлебать.
Милый дом и вкусные щи, но человек любит разнообразие и новые впечатления.Сначала на меня смотрели странно и официанты и посетители ресторана с улицы, но потом привыкли. Я не спешила в номер, рассматривала незнакомый мир, мне очень нравилась и нравится до сих пор атмосфера ресторана.Государство тратило большие деньги на любительский спорт. Некто стоял за станком с 8.00 до 17.00, а кое кто играл в шахматы.
Конечно, шахматисты большие бездельники и лентяи, в том смысле, что не производят ничего материального, но это удел интеллигенции - думать, многие не производят ничего, даже полезных мыслей. Да и вреда от шахматистов мало. Это полезно для государства - безвредные люди. Развитие технологий приведет к тому, что скоро будет много " лишних" людей, их нужно занять и люди будут играть в разные игры, никому не мешая.
После десяти дней сплошного удовольствия в Кирове , возвращение домой - делиться впечатлениями и появление в скучном классе, в котором ничего не изменилось. Как не похожа та спокойная жизнь на эту скоростную и более требовательную к человеку. Спасибо СССР за счастливое детство.
Кстати, демократия в том обществе присутствовала. В команду попадали по результатам турнира, а на какой доске играть - решали сами, голосовали, выбирали, предлагали, игрок мог отказаться от первой доски, главного тренера не было. И еще, в Кирове я первый раз сыграла с гроссмейстером партию. Проиграла в упорной борьбе.
robinzon kruzo
Мастер спорта
Мастер спорта
Репутация: 12
Сообщения: 219
Темы: 5
С нами: 3 года 10 месяцев

#17 Eriksson » 17.12.2021, 18:59

robinzon kruzo писал(а):И еще, в Кирове я первый раз сыграла с гроссмейстером партию
Интересный экскурс! А кто это был?
Обращайтесь по вопросам функционирования сайта в этой теме
Eriksson M
Site Admin
Site Admin
Аватара
Откуда: Псков
Репутация: 8
Сообщения: 1962
Темы: 205
С нами: 14 лет 5 месяцев

#18 robinzon kruzo » 18.12.2021, 18:58

Слава, Ольга Игнатьева играла за Московскую область или за Москву , мне казалась старушкой , а ей было всего лет 50 ! Есть фотография , я играю с Игнатьевой, а Семенченко играет с Эстриным. Жена Бронштейна, уроженка Санкт - Петербурга ( приятно!) , играла активно. Я отдам тебе все фотографии и статью Оси Рожанского ( национальный мастер Израиля) обещал написать о псковских шахматах тех лет. Общую фотографию надо с лупой смотреть. Успеха в Великих Луках, особенно надеюсь на молодежь, пусть даст жару!
robinzon kruzo
Мастер спорта
Мастер спорта
Репутация: 12
Сообщения: 219
Темы: 5
С нами: 3 года 10 месяцев


Вернуться в Комната для анализа

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость

cron