Вопрос о переходе от тренера к тренеру очень важный. Когда ученик уходит от своего преподавателя, он оставляет не только преподавателя, но и группу в которой он занимался, людей, которые за него болели и помогали ему. Естественно, такие эпизоды оставляют неприятное впечатление, часто, на всю жизнь. Если бы был устав спортцентра по шахматам, в котором регулировался переход , как в других видах спорта, когда, четко оговаривается, что в случае перехода, год результаты идут предыдущему тренеру, ситуация была бы понятней. Или ФШПО как то регламентировало бы переход ученика от тренера к тренеру и увязала бы этот вопрос этикой и моралью, все было понятней. У нас все выглядит дико, позанимался с одним тренером, возникла проблема, плюнул - ушел к другому, там будет лучше! Придется на занятиях рассказывать детям о том, что такое предательство, кто такой Иуда и.т.д. И говорить, не предавай, предавать плохо. В современной жизни предательство - норма жизни! Все эти поступки , особенности поведения формируются в детстве . На сайте Самарской шахматной федерации нашла интересную статью шахматного мастера , советую почитать. Надеюсь, что за копирование информации с сайта сильной шахматной федерации на меня не обидятся. Это источник.
http://www.samarachess.ru/main/69826/ 05 февраля 2007 г. | Шахматы и этика. Часть №1.
Статья Мастера ФИДЕ Олега Безмана.
Здравствуйте, уважаемые любители шахмат!
Сегодня я хотел бы остановиться на одной очень щекотливой теме - переходе юного шахматиста от одного тренера к другому. Тема эта мною выбрана не случайно. Проблема возникла не сейчас и даже не в последние годы. С этой ситуацией сталкивались тренеры и юные шахматисты еще во времена Советского Союза. Выходили тогда из нее по-разному, как впрочем, и сейчас.
Кроме обид и взаимных упреков обычно ничего больше не бывает.
Давайте же подойдем к проблеме объективно. По крайней мере, попытаемся адекватно на нее отреагировать.
Начинается все с того, что родители приводят ребенка в шахматный клуб или шахматный кружок к преподавателю шахмат. Выбор вида спорта, безусловно, удачный. Шахматы учат многому. Это и спорт, и искусство, и психология и стиль жизни. Под стилем жизни я подразумеваю умение мыслить в любой жизненной ситуации на один, два шага вперед. Через такую призму удобно смотреть на происходящие вокруг события и постоянно их анализировать.
Первый тренер, как и первый учитель, закладывает в ребенка то зерно, которое должно дать свои положительные результаты. Любовь к этой науке прививает именно он. Мне, кстати, в этом плане очень помог 30 лет назад замечательный человек и известный самарский тренер - Владимир Павлович Натачеев.
Итак, ребенок начинает регулярно посещать шахматные занятия и если тяга к шахматам не ослабевает, а лень не заела, то он начинает расти. Иногда довольно стремительно.
Хороший тренер, видя рост своего подопечного, безусловно, начнет его двигать вперед. Это и предоставление для ребенка турниров, и сопровождение на турниры в другие города, и специальная подготовка материала для занятий, и, наконец, просто доброе человеческое отношение к ученику.
Отмечу и еще одну важную тонкость. Карьера маленького шахматиста часто напрямую зависит от замолвленного словечка его тренером перед людьми, от которых эта карьера зависит. Кроме того, внимание тренера на соревнованиях - это чуть ли не основной фактор успеха юного шахматиста. Начиная от правильно спланированного распорядка дня и заканчивая подготовкой к партиям.
Представим, что ребенок занимается и благодаря своим способностям начинает показывать отличные результаты. Он теперь не новичок и требует к себе большего внимания. Тренер на этом этапе начинает выкладываться больше, подготавливая специальный (сложный) материал. Конечно, в этот момент наставник отдает всего себя подготовке юного шахматиста. И вдруг…
Происходит обычная ситуация. Или сам ребенок или, что чаще бывает, с подачи своих родителей, считает, что его тренер ему больше не нужен! Он и сам может всего достигнуть, тем более что играет в этот момент либо лучше, либо, так же как и его тренер! Иногда это просто переоценка своих возможностей, если хотите гордыня - головокружение от успехов.
"Зачем мне тренер, который уже не может дать ничего нового" - думает ребенок.
"А дал ли он мне вообще чего-нибудь?"
"Да я сам всего достиг!"
"И вообще, есть и другие тренеры, которые мне помогут больше!"
И ребенок уходит от тренера, иногда даже не соблюдая правила приличия, т.е. не предупредив своего первого наставника.
Дальнейшее элементарно. Юный шахматист, имея определенный багаж знаний и умений, бросает своего первого тренера без всякого сожаления и уходит к другим. Никто не вспомнит весь труд и внимание, элементарную человеческую доброту, которую вложил в них их первый учитель. Жизнь говорит только одно: не нужен - брось его!
Занимаясь у нового тренера, будут уже другие моменты. Хорошие и плохие, радость достижений и откровенные "подставы". Одним словом - жизнь.
Смею Вас заверить, что ребенок, таким вот образом уйдя от первого тренера, допускает несколько ошибок.
Во-первых, он сам себя "обокрал", когда собственноручно лишил себя "отцовской" опеки в своей шахматной карьере.
Во-вторых, он научился жестокости. Стал тренер не нужен - бросил его!
В-третьих, поступил неприлично, когда не спросил разрешения покинуть "гнездо" у своего первого наставника.
Всё это не имеет ничего общего с воспитанием в человеке интеллигентности.
Почему я вспомнил про интеллигентность, спросят некоторые? Да потому, что шахматы и культура - синонимы! Шахматы - это элитный вид спорта. И без культуры человеку в шахматах делать нечего!
Всего этого ребенок, вступая в жизнь, знать не может и в этом ему должны помочь его родители. Именно родители должны уберечь от перечисленных мною ошибок. Ошибки довольно типичны.
Можно посмотреть на проблему более глубоко. Сегодня бросили тренера - завтра этот же ребенок бросит Вас! Никакой благодарности от такого юного создания Вы (родители) не дождетесь. Будет лишь холодный расчет.
Как же выходить всем из конфликтной ситуации, которую я описал?
Могу дать только несколько рекомендаций.
Во-первых, тренер всегда должен совершенствоваться. Это в первую очередь игра в турнирах с любым контролем, желательно с классическим. Должен много читать и анализировать. Короче говоря, всегда представлять из себя "ходячую энциклопедию"! Так вы всегда будете интересны детям. Нельзя забывать и о том, что шахматы - это психологическая игра (о чем на нашем сайте была замечательная статья Олега Левина ). Нужно разбираться в психологии, тогда ребенок потянется за Вами! (Для меня лично, азбуку психологической игры впервые преподал все тот же Владимир Павлович Натачеев - первый тренер).
Во-вторых, если уж ученик Вас перерос, то тренер сам должен вовремя подсказать к кому ему лучше всего перейти заниматься. Впоследствии ребенок Вам будет только благодарен за правильно указанный путь его спортивной карьеры.
В-третьих, если ученик все же решил уйти от тренера, то должен поделиться, по-человечески, с тренером своими планами открыто. Поверьте, что первый тренер не чужой человек - он почти всегда ближний! Он вас поймет.
В-четвертых, родители юного шахматиста должны помочь избежать конфликта. То есть найти нужные слова при уходе их чада от первого тренера к другому. Помните, что сглаживание "острых углов" нужно не только тренеру, но и Вам, чтобы ребенок видел и воспитывался на примере дипломатии, обходя конфликты стороной.
С уважением, Председатель комиссии по шахматной этике Федерации Шахмат Самарской Области, Мастер ФИДЕ, Олег Безман.
"1" февраля 2007 г.